Do you hear the people sing?
Я уже давно размышляю над несовершенной системой образования в Германии, и мне интересно было бы поделиться своими мыслями с вами и почитать ваши мнения. Возможно, я неправа и ничего в этом вопросе не понимаю. Германию я выбрала в качестве примера потому, что в этой стране я живу и, соответсвенно, лучше представляю себе ситуацию, чем, например, в России.
В интернете часто можно найти статьи с названиями типа "Число академиков в Германии с каждым годом увеличивается". Например, в 2016 году по информации Spiegel немецкие ВУЗы успешно закончили 492.000 студентов. 39% из них - экономисты, юристы и социологи, 26%-инженеры, 11% - гуманитарии, 11% - математики и специалисты естественных наук, 7% - спортсмены, почвоведы, специалисты по продуктам питания и искусствоведы (не знаю, почему они "приравнены" в статистике к спортсменам и почвоведам
) и только 6% врачей.
Иностранный студенты составляют 10% выпускников.
И вот теперь возникает вопрос, "куда девать", грубо говоря, такое количество выпускников-гуманитариев, ведь их, получается, более 54 120 человек в год. Я разговаривала с друзьями-философами, и все они жалуются, что рабочих мест в среде академиков на всех не хватает. Я уже не говорю про такие специальности, как теория сравнительной литературы (что это вообще такое?O.o) или исламское искусство.
Согласно статистике биржи труда, рабочих мест для квалифицированных к октябрю 2016 года было около 610.000. Но к квалифицированным относятся ещё и ацуби (сфера торговля, логистика, банковское дело и т.п) то есть, выпускники техникумов, число которых тоже очень велико и которых охотно берут на работу в качестве секретарей, логистов, офисного планктона. Совершенно очевидно, что рабочих мест на всех не хватает. Тем более, что предприятия очень хотят видеть в своих рядах молодых инженеров, айтишников и очень крутых экономистов, а не спецов по сравнительной литературе, просидевших за партой 30 семестров.
В общем, какой я делаю вывод? Надо срочно сократить число гуманитариев, сделать эти специальности ЭЛИТНЫМИ, только для тех, кто действительно интересуется темой, кто способен в будущем писать тома научной литературы и преподавать в Уни. Например, ввести для таких специальностей строжайший отбор, может быть даже вступительные экзамены. Пусть искусством ислама или иероглификой древнего Китая занимаются три студента, но это будут лучшие студенты, с перспективами получить в будущем хорошо оплачиваемое рабочее место, а не работу продавцом-консультантом в ZARA или HARTZ IV до конца своих дней. Было бы здорово создать город на подобии Касталии Гессе для интеллектуалов, играющих в бисер и являющихся гордостью страны.
Расскажу про наш институт азиатских языков. Обычно японистов у нас ...100 человек на курсе! И это только у Уни Тюбинген. А ведь есть ещё Бонн, Гамбург, Мюнхен, Франкфурт и т.п. Зачем Германии СТОЛЬКО японистов? Где им всем потом работать? С моего курса в Бонне работу по специальности нашли 5 человек (включая меня) из 100. Остальные либо работают в магазинах, либо в совершенно другой области. Конечно, кто-то уедет в Японию, но это опять же 2-3 человека, если не меньше. Что-то я в Японии не видела толп немецких японистов, работающих на благо страны.
Мне очень нравится идея двойного образования (Duales Studium), то есть, получение высшего образования прямо на рабочем месте.
В интернете часто можно найти статьи с названиями типа "Число академиков в Германии с каждым годом увеличивается". Например, в 2016 году по информации Spiegel немецкие ВУЗы успешно закончили 492.000 студентов. 39% из них - экономисты, юристы и социологи, 26%-инженеры, 11% - гуманитарии, 11% - математики и специалисты естественных наук, 7% - спортсмены, почвоведы, специалисты по продуктам питания и искусствоведы (не знаю, почему они "приравнены" в статистике к спортсменам и почвоведам

Иностранный студенты составляют 10% выпускников.
И вот теперь возникает вопрос, "куда девать", грубо говоря, такое количество выпускников-гуманитариев, ведь их, получается, более 54 120 человек в год. Я разговаривала с друзьями-философами, и все они жалуются, что рабочих мест в среде академиков на всех не хватает. Я уже не говорю про такие специальности, как теория сравнительной литературы (что это вообще такое?O.o) или исламское искусство.
Согласно статистике биржи труда, рабочих мест для квалифицированных к октябрю 2016 года было около 610.000. Но к квалифицированным относятся ещё и ацуби (сфера торговля, логистика, банковское дело и т.п) то есть, выпускники техникумов, число которых тоже очень велико и которых охотно берут на работу в качестве секретарей, логистов, офисного планктона. Совершенно очевидно, что рабочих мест на всех не хватает. Тем более, что предприятия очень хотят видеть в своих рядах молодых инженеров, айтишников и очень крутых экономистов, а не спецов по сравнительной литературе, просидевших за партой 30 семестров.
В общем, какой я делаю вывод? Надо срочно сократить число гуманитариев, сделать эти специальности ЭЛИТНЫМИ, только для тех, кто действительно интересуется темой, кто способен в будущем писать тома научной литературы и преподавать в Уни. Например, ввести для таких специальностей строжайший отбор, может быть даже вступительные экзамены. Пусть искусством ислама или иероглификой древнего Китая занимаются три студента, но это будут лучшие студенты, с перспективами получить в будущем хорошо оплачиваемое рабочее место, а не работу продавцом-консультантом в ZARA или HARTZ IV до конца своих дней. Было бы здорово создать город на подобии Касталии Гессе для интеллектуалов, играющих в бисер и являющихся гордостью страны.
Расскажу про наш институт азиатских языков. Обычно японистов у нас ...100 человек на курсе! И это только у Уни Тюбинген. А ведь есть ещё Бонн, Гамбург, Мюнхен, Франкфурт и т.п. Зачем Германии СТОЛЬКО японистов? Где им всем потом работать? С моего курса в Бонне работу по специальности нашли 5 человек (включая меня) из 100. Остальные либо работают в магазинах, либо в совершенно другой области. Конечно, кто-то уедет в Японию, но это опять же 2-3 человека, если не меньше. Что-то я в Японии не видела толп немецких японистов, работающих на благо страны.
Мне очень нравится идея двойного образования (Duales Studium), то есть, получение высшего образования прямо на рабочем месте.
Не думаю, что гуманитарии с дипломами идут в магазины продавцами-консультантами, они для этой деятельности überqualifiziert.
У нас многие, кто работает в универе в International office, Studienberatung и пр. - выпускники гуманитарных специальностей.
Продавцы в магазинах могут довольно быстро расти в управляющих этих самых магазинов, работать в офисе своей компании и расти дальше. Разве ж это плохо))
А вот по статистике "39% из них - экономисты, юристы и социологи" - вот этих ребят, например, куда больше чем технарей. На их фоне гуманитариев даже мало (кстати, неужто люди с гуманитарной специальностью не могут, например, преподавать?).
Мне моя специальность пригождалась больше как хобби и подработка - в благотворительных проектах, репетиторство и др.
с другой стороны, работодатель должен видеть, что человек способен подолгу сидеть на попе и тянуть проект (типа диплома).
Мне кажется, если хочется человеку изучать что-это эдакое несколько лет - его дело. Если это делает его счастливее - всё равно в каждой фирме будут свои порядки и всему надо будет учиться с нуля. )
Katsura Tarou, согласна с тобой, но только для того, чтобы быть продавцом, образования не нужно (хватит и школы или же техникума). А менеджером стать не так просто - потому что такие фирмы, как Юникло, обучают менеджеров (как правило, это выпускники дизайнерских ВУЗов) по своей специальной программе. Для участия в этой программе нужно пройти большой конкурс. В обычном же магазине никаких перспектив нет. Я хорошо знаю, потому что одна подруга так работала. К счастью, ушла из магазина. После 5 лет работы в ресепшон за копейки по немецким меркам (через рекрутерскуб фирму), ей удалось устроиться секретаршей в один концерн.
Нет, на преподавателя надо специально учиться. То есть, германист-филолог и учитель немецкого языка - это разные дипломы. Да, я считаю, что и экономистов очень много, но если на фирме встанет выбор взять ли на рабочее место очередного экономиста или же гуманитария, то возьмут экономиста. Вообще, для гуманитариев даже подработок очень мало. Но, конечно, это не значит, что специальности не нужные. Очень нужные. Просто в Германии на них нет конкурса, поэтому принимаются все желающие.
Афина_Диана, в России, я думаю, другой рабочий рынок. Например, я состою в UNICEF, но нам даже приближаться к детям нельзя без учителя, который за нас поручится. Потому что мы не социологи, не педагоги, а по немецким законам ты не имеешь права работать с детьми без соответствующих квалификаций. Это касается и детей-мигрантов тоже. Тебе никто просто так не позволит организовать курсы японского для детей, а попасть преподавателем в школы для взрослых бесконечно сложно, потому что конкуренция огромная и ин. яз берут преподавать только носителей языка. Я согласна, что если человек любит своё дело, то он добьётся своего - но таких будут единицы.
Что касается предприятий, то я ещё не видела ни одной вакансии, где бы требовался гуманитарный диплом. Указывают, например, что вакансия для экономистов (даже часто уточняют специализацию), ITшников, инженеров. Сейчас в Германии вообще сложно куда-то устроиться без опыта работы- обязательно нужна практика или студенческая работа на фирме. Потому что никто не хочет учить выпускника с нуля. К тому же, есть выпускники техникумов, которые уже во время учебы работают на фирме или в банке. А ещё есть Трейни-программы для выпускников ВУЗов, но и туда сложно попасть гуманитарием из-за высокой конкуренции с тысячами экономистов, которые в приоритете. Я тоже начала работать только после практики в Японии. Без неё меня бы никуда не взяли даже с моим красным дипломом.
А просто после ВУЗа выпускника в переводчики не возьмут, разве что он владеет очень редким или сложным языком, который нужен для работы с мигрантами, например. И то я не уверена - видела только подработки. Но это касается именно моего региона. Не могу сказать, какая ситуация в других.
На информатику всегда недобор, туда берут всех подряд. Можно даже в конце семестра прийти к ним, и за маленькую денежку тебя запишут, как будто ты студент с начала семестра.
Зато на германистику всегда конкурс. У меня знакомая учила германистику, говорит, что если человек с самого начала взял германистику вторым предметом, а потом решил поменять и поставить германистику первым, то ему придется сильно попотеть, потому что все места прочно заняты другими студентами.
оо это интересно, расскажи потом.
А просто после ВУЗа выпускника в переводчики не возьмут
вот это удивительно.
Мне немного грустно, что людям романтичным, мечтательным, которые любят искусство или историю - им сложнее найти себя в этом мире. Но что поделать. Это жизнь.
П.С. получила от тебя подарочки! ))
Спасибо большое! Так классно!
Афина_Диана, обязательно расскажу, это же ты меня вдохновила
Да, я понимаю, что в России другой рынок труда, довольно молодой и ещё не сформировавшийся. Например, очень многие мои друзья биологи работают программистами, а гуманитарии могут спокойно пойти и в бухгалтерию, и в торговлю и ,действительно, учиться с нуля.
С переводчиками ситуация такая: знания английского обычно считаются чем-то естественным, поэтому на фирме, если ты, например, в торговле, то перевод документов итак входит в твои обязанности. Если же требуются другие ин.язы, то это тоже будет указано в вакансии и подразумевает перевод. Но именно переводчик как специалист должен иметь соответственное образование колледжа.
Очень рада, что немножко вас порадовала
Переводчики-переводчикам рознь. Чтобы дома письменные переводы делать, тебе корочка не нужна, тебе надо тестовые задания выполнить где-нить в бюро переводов, и сиди себе пиши)
Чтобы устно работать по-серьезному, да, надо вложиться. Но опять же, вкладываться - это если ты с этим хочешь жизнь связать и, там, на саммитах международных работать. Если нет - не стоит этого делать. Не каждому знающему языки дано переводить, увы, да и не всем в итоге это нравится.
Вон, наши российские переводчики работают за рубежом после наших филфаков. Просто у них уже есть клиентская база и рекомендации, и вперед.
Я, кстати, филолог-педагог по диплому. У нас в принципе я могу и преподавать, и переводить, и чёрта в ступе. XD Можно еще курсы гидов закончить, или еще что-то. Есть варианты, в общем.
Вообще, у нас в РФ, мне кажется, тоже перебор с экономистами (каждый второй у нас менеджер по продажам, и не все успешные) и социологами (кто они такие и зачем?). Инженеров и всяких технарей меньше, хотя сейчас оч популярно направление ИТ. И врачей у нас мало.
А еще у нас в педагоги готовы брать кого угодно в школы т.к. люди не идут из-за зарплат.
И в целом слишком много людей с высшим образованием, никто рвется работать на производстве и в с/х области. Вот это проблема, да.
Katsura Tarou, да, все-таки в России совершенно другая ситуация. Поэтому я писала именно про Германию. Здесь преподаватели получают очень хорошую зарплату, поэтому нет. Аким проблем, как в России. И
И я согласна с тобой, что далеко не все, кто владеет языком, автоматически могут быть переводчиками (это я по себе знаю). Ещё, если честно (не хочу никого обидеть, это чисто моё субъективное наблюдение), филфак в России намного сильнее, чем в Германии. Это касается и восточного. Например, я уже писала, что у нас есть доктора (да что уж там скрывать, даже некоторые Профессора), которые не говорят на своих профильных языках! Я уже не говорю про выпускников. В России на Востфаке я даже представить себе такого не могу- тот, кто закончил СПБГУ, невероятно хорошо владеет японским. Поэтому Русские филологи без труда находят работу и за границей. Я считаю, что у нас в Тюбингене очень слабый японский. На прошлой неделе мы слушались обычные новости, и большинство группы смогло понять только прогноз погоды!! (И это после года в Киото).
Социологов у нас тоже много, и я тоже не знаю, кто это такие
И про Юникло любопытно, не знала, особенно про то, что они в минус уходят)
Но мне, конечно, немного жаль, что в продажах больше всего предлагают, например, чем в более гуманитарных сферах. Поэтому мне пришлось оставить свою сферу и идти заниматься не тем, чем хотелось бы. Нашла золотую серединку пока для себя.
Одноклассница моя вышла замуж за немца. Поднадавила на него, чтобы он пошёл учиться. Сама работала и помогала ему несколько лет. Но минус для неё в том, что, как я поняла, им не уехать в Берлин или ещё куда-то, он мол должен работать (преподавателем) там же, где отучился. Маленький город поднадоел.
хотя главный подарок ждёт вас в Испании
очень интересно
И как определить с помощью экзамена, который обычно сдают сразу после школы, этих трёх одарённых и упорных? В том-то и смысл, что только в процессе обучения и выкристаллизовываются те самые несколько человек, которые потом работают по профессии, посвящают иероглифам древнего Китая свою жизнь. Двухчасовой экзамен лет этак в 19совершенно не показателен. А вот подробно объяснять желающим поступить на тот или иной факультет, какие перспективы трудоустройства их ожидают, смысл имеет. И в процессе обучения об этом напоминать постоянно.
Не уверена, как сейчас, но двенадцать лет тому назад, когда я поступала в универ, в элитном Аахенском техническом университете не было ни вступительных экзаменов, ни проходного балла,принимали вообще всех, но сложность обучения настолько высокая, что большинство студентов сами собой отсеивались ещё на первых семестрах. Оставались только те, кто действительно интересовался и готов был пахать от забора и до заката в выбранном направлении. И, как ни удивительно, солидная часть выпускников этого университета в него не смогли бы поступить, если бы их отбирали по среднему баллу или экзамену сразу после школы.
Афина_Диана, здесь я не могу с тобой согласиться
Я понимаю, что в твоём Уни был отсев. Наверное, ты сейчас имеешь в виду техническую специальность? Я не хочу никого обидеть, но объективно, гуманитарные факультеты ( без математики ) может более менее вытянуть большинство студентов. А вот физика или высшая математика даётся не всем. Знаю людей, которые провалив все экзамены по статистике и математике, перевелись на гуманитарные специальности и еле-еле, но дотянули обучение до конца.
В моем ВУЗе ( в Уни Бонн, тоже одном из лучшем ВУЗе страны по восточным языкам и экономике) отсева почти не было - еле-еле студентов вытягивали на 3,7-4. Некоторые учились чуть ли не 10!! Лет. Это я бы тоже уже ужесточила как в России. Ради самих же студентов.
Вообще, мне кажется, в Германии сравнительно неплохая ситуация в плане безработицы, потому что есть и duales, и невероятное количество аусбильдунгов. Многие сначала получают прикладную профессию, а потом (годам к 30) идут в вуз, но работать могут по первой профессии, если вторая менее прикладная. Или же вовсе никуда не идут, работая после аусбильдунга. Это существенно сокращает количество экономистов, менеджеров, филологов итд, тогда как в России, например, они все идут в вузы, и работать им потом негде совершенно, потому что система ПТУ непрестижна, непопулярна и не предлагает и малой доли того, что предлагает немецкий аусбильдунг во множественных его вариациях
по количеству семестров на многие программы