Недавно с Lammermoor зашёл интересный разговор о Пушкине. В школе я как-то стыдилась говорить о том, что мне очень нравится Пушкин, потому что любить школьную программу было немодно и даже как-то смешно. В Университете тем более - все на волне Маркеса и Кортасара, а я вот с Дюма, Гюго и Пушкиным.
Но так уж вышло, что во многом благодаря операм и романсам я знаю многое из творчества Пушкина наизусть и читаю Лаурите, когда мой запас из нескольких потешек исчерпан. Конечно, она ничего не понимает в поэзии (впрочем, как и я), но зато ритм ей определённо нравится.
И вот что касается сказок, то для меня сказки Пушкина жутковаты. Взять хотя-бы "Балду" или "Золотого петушка" (вообще саспенс какой-то). Или даже сказку о царе Салтане. Многие её считают весёлой, но, видимо, я в детстве переслушала Вагнера и Римского-Корсакова, поэтому для меня эта история из разряда "Девы Февронии и града Китежа". В общем, я вижу ситуацию так: Царица и Гвидон умерли в бочке, и вся история с царевной Лебедь- это волшебный загробный мира. Именно поэтому Салтан так долго не мог приехать в гости на этот остров. И воссоединился в итоге с женой и сыном после смерти.
Мои аргументы:
- Весь сказочный мотив начинается с бочки. До этого история вполне реальна.
- Остров Буян часто являлся аналогом загробного мира в славянских мифах.
- Гвидон мог покинуть своё царство только в виде насекомого и обязательно должен был вернуться обратно.
- Мир Царевны очень похож на Град Китеж: недостойные (вроде Бабарихи и её команды) могут его увидеть, но не могут в него войти.
- Купцы что-то типа Харонов: связующее звено между миром мёртвых или живых.
Вот так я вижу сказку. Интересно, кто-то ещё разделяет мою позицию?